АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Министерство энергетики РФ. Регионы обяжут привлечь внебюджетные источники финансирования на модернизацию ЖКХ

04.06.2025

Министерство энергетики РФ. Регионы обяжут привлечь внебюджетные источники финансирования на модернизацию ЖКХ

Одна из основных проблем российских коммунальных сетей — острая нехватка внебюджетных средств на модернизацию. Ее усугубляет высокий процент износа и «дорогие» деньги.
К 2030 году в России должно быть улучшено качество предоставления коммунальных услуг для 20 млн человек, сказал директор департамента развития ЖКХ Минстроя РФ Александр Федяков в ходе конференции «Энергетика и ЖКХ. Реновация ресурсоснабжающей инфраструктуры городов», которая прошла в Новосибирске.
«До 1 апреля этого года необходимо было заключить соглашения между федеральным центром и субъектами РФ, в рамках которых будет предоставляться целевая субсидия из федерального бюджета для проведения ремонтов и реконструкций линейных объектов. Главным образом, это направлено на ремонт и реконструкцию сетей, объектов обеспечивающих тепло- и водоснабжение», — пояснил Федяков.
По его словам, перед регионами стоит задача привлечь внебюджетные источники финансирования в размере не менее 20%. А также — утвердить инвестпрограммы ресурсоснабжающих организаций, которые предусматривают ежегодную замену не менее 2,5% от общего объема сетей теплоснабжения и водоотведения. По мнению федеральных властей, такие обязательства дадут регионам стимул активнее развивать коммунальную сферу и эффективнее использовать возможности бюджета.

Дефицит внебюджетных средств
«Коммунальная инфраструктура сталкивается с рядом системных ограничений. Это, в том числе, и отсутствие заинтересованности как со стороны инвесторов, так и со стороны госсобственников по передаче объектов частных операторам», — сказал Федяков.
С ним согласен замдиректора департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Георгий Попов. По его словам, нехватка средств связана и с колоссальными объемами теплосетей. «У нас — 350 тыс. км теплосетей в однотрубном исчислении, это 25% от всего мира. Ни в одной стране нет столь разрозненной и децентрализованной системы, как в селах и деревнях, и с другой стороны — гиперцентрализованной, как в мегаполисах России», — отметил Попов.
В среднем по стране объемы замены теплосетей не превышают 1,9% от общего объема при установленном уровне в 5%.
При этом есть работающие механизмы привлечения средств инвесторов на развитие теплоснабжения. Среди них Попов называет инфраструктурные бюджетные кредиты и облигации, средства фонда национального благосостояния и фонда развития территорий.
«Необходимо перейти от разрозненных инструментов поддержки к единым и долгосрочным правилам игры, которые бы не менялись на протяжении года, пяти лет, а лучше — 10-15 лет. По нашему мнению, наиболее перспективный инструмент для развития теплоснабжения — ценовые зоны. При таком раскладе инвестор получает гарантию от государства, что все деньги будут возвращены, но с учетом того, что тот качественно обновит в городе систему теплоснабжения. Жители получают тепло без перебоев, а муниципалитет — профессионального партнера. И вместо того, чтобы вручную контролировать работу систем теплоснабжения, город начинает управлять инвестициями», — считает Попов.
Ценовая зона теплоснабжения — метод регулирования тарифов на тепловую энергию, предусматривает отказ от госрегулирования тарифов единых теплоснабжающих организаций. Конечная цена на тепло определяется по соглашению сторон, но не выше предельного уровня, установленного на несколько лет и контролируемого государством. Эту ценовую модель называют также «альтернативной котельной», так как при расчете цены на тепло за основу берется стоимость строительства нового современного источника тепла, подключения к нему потребителей и дальнейшего его обслуживания. На основе этих затрат утверждается предельный уровень для всех источников в городе, дороже которого продавать тепло нельзя, а дешевле — можно. Новосибирск был отнесен к ценовой зоне теплоснабжения в 2023 году.
Результаты работы по методу ценовых зон власти оценивают позитивно. Так, по данным департамента развития электроэнергетики министерства энергетики РФ, на сегодняшний день в ценовую зону перешли 47 муниципальных образований в 22 регионах. В этих городах проживает 15 млн человек (10% от всего населения страны).
На 69% сократилось количество аварий и инцидентов. Число случаев прекращения подачи тепловой энергии снизилось в 1,5 раза, на столько же сократились объемы бесхозяйных сетей. За последние пять лет объем привлеченных инвестиций, вырос 2,5-3 раза в зависимости от субъекта.

Проблемы в электроснабжении и водоотведении
Сложности с модернизацией сетей характерны не только для теплоэнергетики. Как ранее заявлял директор филиала АО «Системный оператор Единой энергосистемы» «Региональное диспетчерское управление энергетической системы Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай» Дмитрий Махиборода, развитие электросетевой инфраструктуры не успевает за ростом нагрузки.
По его оценке, в Новосибирской области системообразующая электрическая сеть 220 киловольт (кВ) и 500 кВ еще имеет запас для передачи больших потоков мощности. В то же время в распределительной электросети 110 кВ компании РЭС имеется оборудование, которое в настоящее время уже работает с предельной загрузкой.
Ситуация в системе водоснабжения и водоотведения также оценивается как сложная. По словам директора по взаимодействию с федеральными и региональными органами государственной власти УК «Росводоканал» Сергея Кржановского, основная проблема — высокий износ сетей и их высокая аварийность, потеря воды и большой расход электроэнергии при передаче воды. А также — качество воды, которая попадает в водоемы после ее очистки.
«Сложно выделить конкретный регион, где ситуация хуже или лучше. У каждого субъекта есть климатическая и географическая специфика. Более 70% объектов ЖКХ управляются МУПами или ГУПами — это сильно влияет на возможность привлечения инвестиций. Напрямую они зависят от бюджетного финансирования, которого сегодня не хватает. На наш взгляд, в текущих условиях концессия — самый оптимальный и эффективный механизм для решения поставленных задач», — сказал Кржановский.

Как работают ценовые зоны в Сибири
На сегодняшний день 14 муниципалитетов в Сибири на территории присутствия СГК функционируют в режиме ценовых зон теплоснабжения — это практически все крупнейшие населенных пункты.
СГК реализует программу опережающих инвестиций в развитие систем теплоснабжения — суммарный плановый объем инвестиций превышает 97 млрд руб. (с НДС) По данным на конец прошлого года, почти половина (47%) этой суммы уже инвестирована.
«Ценовая модель позволила выйти на качественно иной объем вложений в развитие систем теплоснабжения: по сравнению с традиционным методом тарифным регулирования методом «затраты плюс» объем возможных вложений вырос более, чем в четыре раза», — сказала директор по развитию теплового бизнеса СГК Лада Линкер.
При этом компании группы инвестируют и в муниципальное имущество — как в ценовых зонах, так и в населенных пунктах с традиционным тарифным регулированием. В рамках 27 заключенных концессионных соглашений обязательства превышают 30 млрд руб.
По словам Линкер, состав и структура мероприятий определяется отдельно для каждой ценовой зоны с учетом потребностей и позиции властей. Например, в Новосибирской области, Кузбассе и Алтайском крае упор делается на обновление существующих тепловых сетей и снижение износа — на эти цели инвестируется более 60% от общего планового объема вложений.
Если говорить конкретно о Новосибирске, то одна из главных задач — повышение надежности теплосетей, сказал генеральный директор АО «СГК — Новосибирск» Дмитрий Перязев. По его словам, за период вхождения города в ценовую зону объем замены теплосетей вырос с 47,5 км до 75 км в однотрубном исчислении. А уровень износа снизился с 71,3% в 2021 году до 67,1% в 2024 году.
СГК внедряет внутритрубную диагностику. А также оборудует в городе ЦТП, ПНС и теплосети датчиками телеметрии, которые помогают оперативнее реагировать на повреждения, точнее устанавливать места дефектов.

Мало гибкости и стратегии
По словам независимого аналитика рынка энергетики и бывшего топ-менеджера энергетической компании Сергея Бухарова, одна из главных проблем заключается в том, что все инвестпрограммы, включая концессии и ценовые зоны теплоснабжения, — программы «вдолгую».
«Проекты планировались с учетом стабильной макроэкономической ситуации, но сейчас оказывается, что тех организационных и финансовых механизмов недостаточно. При планировании проектов цена одна, а к этапу прохождения госэкспертизы она вырастет в 2-3 раза. Можно ли рассматривать вариант, когда выпадающий дефицит финансирования делят между собой концессионер и концедент? Тем более если в концессии мы прописываем, какие деньги вкладываем, то в ценовой зоне условия существенно более жесткие: ты обязан исполнить мероприятия, которые прописаны в схеме теплоснабжения, отчитаться о них, но за какие деньги ты их выполнил — никого не волнует», — сказал Бухаров.
Как ранее пояснял Дмитрий Перязев из СГК, «компания использует заемные средства, которые стали в последнее время дороже, что накладывает дополнительные обязательства по их использованию», — говорил Перязев.
Помимо этого, по мнению Бухарова, у ЖКХ как у отрасли нет полноценной стратегии развития. По словам Линкер, с учетом всех климатических, географических, экономических особенностей регионов решением могло бы стать внедрение мастер-планов территорий. «Каждая территория может создать свою стратегию, учитывая развитие электро- и водоснабжения, сделать единую схему развития инфраструктуры. Примеры есть — мастер-план создали в Благовещенске, и сейчас город по нему живет», — сказала Линкер.
Остро стоит проблема и привлечения заемных средств. При текущих рыночных ставках бизнесу крайне необходимы инструменты льготного кредитования — аналогичные реализованной программы льготных займов ФРТ (Фонд развития территорий), по которой компания получила возможность привлечь значительный объем средств на длительный срок (до 25 лет) под 3% годовых.
Также необходимо вписать в достаточно жесткие рамки законодательства о закупках, а в отношении отдельных проектов получить заключение государственной экспертизы. «Даже если сразу после новогодних праздников мы приступаем к проведению всех регламентных процедур, у нас велики риски не пройти весь цикл реализации мероприятия до старта следующего ОЗП. Необходимо прорабатывать возможности упрощения требований для компаний, реализующих масштабные проекты в сфере коммунальной инфраструктуры», — считает Линкер.
В возможностях инвестирования компании также ограничены устанавливаемыми на федеральном и региональном уровне ограничениями роста цен (тарифов), особенно там, где продолжается работа в условиях «традиционного» тарифного регулирования. В ценовых формально можно превышать установленные индексы, однако стоимость формируется все равно с оглядкой на предельный индикатор, поясняет Линкер.
«Индекс платы граждан с одной стороны представляет собой универсальный инструмент защиты жителей от «излишнего» роста нагрузки на бюджет каждой семьи. Но для большинства эта сумма как минимум посильная, если понимать, что мы платим за надежное тепло в наших домах на долгосрочную перспективу. Да, для небольшой части населения это может быть существенно, и именно на них нужно обратить внимание, направить ограниченные бюджетные ресурсы в виде адресных субсидий и дотаций, перевести адресную помощь в цифровой вид и сделать ее получения понятной и простой процедурой», — говорит она.
По словам Линкер, поддерживать качество объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг возможно только в том случае, если все участники этого процесса будут работать над решением проблем.
«Стратегия развития модернизации системы ЖКХ и планы по ее развитию должны приниматься на уровне субъекта и формироваться с учетом всех особенностей. Новосибирская область, все-таки является одним из немногих субъектов, где удалось консолидировать электросетевое хозяйство», — подытожил Бухаров.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку