Р Е З О Л Ю Ц И Я
		13-14 октября 2016 года в городе Красноярске состоялась конференция АСДГ «Геоинформационные технологии в управлении муниципальными земельными ресурсами и городским строительством как инструмент повышения налоговых поступлений в местный бюджет». 
 
 
 
В работе конференции приняли участие руководители структурных подразделений администраций муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, курирующих вопросы информатизации, архитектуры и градостроительства, земельных и имущественных отношений, а также представители компаний, работающих в сфере информационных технологий. 
    
   На конференции были подробно и всесторонне рассмотрены вопросы применения геоинформационных технологий (ГИС-технологий) в муниципальном управлении. Разработчиками программных продуктов для муниципальных органов власти были изложены предложения в сферах оказания муниципальных услуг, обеспечения информационной безопасности, перехода от продуктов зарубежной ИТ-индустрии к продуктам отечественных производителей и т.д. 
 
 
 
В докладах представлены различные аспекты и опыт внедрения и использования геоинформационных систем в отраслях городского хозяйства и социальной сфере: 
    
   - в формировании единого информационного пространства в муниципальном управлении и интеграционной платформы для муниципальных информационных ресурсов и информационных систем; 
    
   - в управлении муниципальным имуществом и земельными ресурсами муниципального образования; 
    
   - для пополнения доходной части бюджета и использования как инструмента для получения налоговых и неналоговых доходов в муниципальном образовании; 
    
   - для автоматизации задач управления оказанием муниципальных услуг в электронном виде; 
    
   - в управлении развитием территорий муниципальных образований; 
    
   - в реализации управленческих полномочий органами местного самоуправления; 
    
   - в дорожной отрасли; 
    
   - для создания интернет-ресурсов с открытыми данными.
 
 
 
На конференции состоялся обмен опытом работы в данной сфере. Так, в Красноярске успешно развивается проект, в котором во главу угла поставлены интересы жителей в получении качественных муниципальных услуг строго в соответствии с утвержденными регламентами. Информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и система электронного документооборота (СЭД) тесно интегрированы, сотрудники администрации города проходят специальные обучающие тренинги. Таким образом, в муниципальном образовании создаются условия для успешного использования жителями и сотрудниками администрации города геоинформационных систем.
 
 
 
Представители органов местного самоуправления Ростова-на-Дону и Улан-Удэ рассказали об опыте и планах применения ГИС-технологий в управлении земельными и имущественными ресурсами муниципалитетов.
 
 
 
Ведущие разработчики программного обеспечения в области построения систем территориального планирования и управления земельными ресурсами компании «Дата Ист», «Геокад плюс» (Новосибирск), «Кадастрсъемка» (Иркутск), «ГРАД» (Омск), «ТехноКад» (Москва) представили проекты регионального и муниципального уровня. Несомненный тренд развития подобных систем - это насыщение их аналитическими функциями и портальными инструментами представления информации, а также web-сервисами взаимодействия между всеми пользователями информационных систем. 
 
 
 
Разработчики программного обеспечения в области создания муниципальных информационных систем компании «ИнтерТраст» (Москва), «Информационные системы и сервисы» (Новосибирск), «Инфодор-инфо» (Красноярск) представили конкретные отраслевые решения, сопряженные с геоинформационными системами.
 
 
 
Представители разработчиков ИТ - систем для органов власти представили широкий спектр решений и современных информационных технологий для органов местного самоуправления в области автоматизации работ в органах власти, информационной безопасности, импортозамещения программного обеспечения и т.д.
 
 
 
Участники конференции отметили следующие препятствия, которые затрудняют внедрение геоинформационных систем для управления земельными и имущественными ресурсами муниципального образования и интеграции муниципальных информационных систем с ГИС-технологиями: 
    
   - у органов местного самоуправления нет нормативно определенных полномочий на ведение фонда инженерных изысканий, что ставит вопрос о правомочности, легитимности ведения органами местного самоуправления фонда инженерных изысканий, в том числе планов масштаба 1:500; 
    
   - отсутствует федеральный нормативный акт о порядке согласования проектов инженерных коммуникаций и ведения архива проектов с участием органа местного самоуправления (принятые на местном уровне правила могут быть опротестованы региональными или федеральными органами власти), что позволяет застройщикам самостоятельно принимать решение о трассе инженерных коммуникаций, которое приводит к потере управления проектами инженерных коммуникаций и увеличению количества чрезвычайных ситуаций при проведении подземных работ. Отсутствие механизма подбора трасс прохождения инженерных коммуникаций с участием органа местного самоуправления также приводит к «потере земли», т.е. часто становится невозможным при необходимости образовать земельный участок из состава земель до разграничения прав: по факту оказывается, что на территории уже проложены инженерные сети, которые необходимо вынести; 
    
   - осложняет работу муниципальных образований по увеличению собираемости земельного налога и отсутствие утвержденного федеральными органами власти порядка, обеспечивающего систематическое получение от федеральной налоговой службы сведений о факте внесения платежа по земельному налогу по кадастровому номеру. Органы местного самоуправления не могут оперативно обновлять информацию о кадастровом делении земельных участков и зарегистрированных правах на них, находящиеся в ведении Росреестра. Действует принцип «один запрос – один ответ». Запросить можно только один кадастровый квартал. Информация в кадастровых планах территории приходит без указания правообладателей, что недостаточно ни для эффективного сбора налога, ни для сбора арендной платы, ни принятия управленческих решений; 
    
   - ведомственные инструкции (к примеру, Минобороны, Минстрой и др.), утверждающие порядок определения режимности доступа к сведениям с точки зрения современных информационных технологий, не представляют собой удобный и однозначный механизм, позволяющий конечным получателям иметь постоянно актуальный перечень сведений без отслеживания всей истории, что усложняет техническую реализацию установленных ограничений с минимальным воздействием на бизнес-процессы и бюджеты.
 
 
 
Участники также обсудили острые вопросы перехода на операционную систему отечественных производителей. При обсуждении было отмечено: 
    
   - большинство прикладных программ и информационных систем, которые эксплуатируются в органах местного самоуправления, несовместимы с операционными системами отечественных производителей, что является одним из главных препятствий для перехода на программное обеспечение отечественных производителей; 
    
    - в ряде случаев применение программных продуктов из Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в существующих версиях может нести в себе технические и технологические риски, а также требует дополнительных затрат и ресурсов на интеграцию этих продуктов с существующими ИТ решениями, что в текущих бюджетных ограничениях видится как сложно реализуемым; 
    
   - особую проблему перехода к отечественному программному обеспечению вызывает наличие множества документов, созданных в разных форматах; 
    
   - в большинстве органов местного самоуправления, особенно средних и малых, нет специалистов по использованию свободного программного обеспечения, отсутствуют специалисты по сопровождению свободного программного обеспечения, по обучению специалистов органах местного самоуправления по сопровождению свободного программного обеспечения.
 
 
 
 
 
 
 
Участники конференции решили рекомендовать:
 
 
 
1. Министерству строительства Российской Федерации принять меры к разработке проектов постановлений Правительства Российской Федерации: 
    
   - о ведении фонда инженерных изысканий; 
    
   - о порядке согласования проектов инженерных коммуникаций и ведению архива проектов; 
    
   - о механизме архитектурно-планировочных заданий перед проектированием инженерных сетей; 
    
   - о прекращении действия документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) в случае, когда объект, для которого разработана такая документация, построен, введен в эксплуатацию, сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости и зарегистрированы права на инженерную сеть как на объект недвижимости; 
    
   - упорядочить инструкцию по обеспечению режимности сведений, позволяющих конечным получателям иметь полную информацию о перечне таких сведений. 
 
 
 
 
 
 
 
2. Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании в единой системе межведомственного электронного взаимодействия сервиса федеральной налоговой службы, возвращающего информацию о факте внесения платежа по земельному налогу по запросу по кадастровому номеру земельного участка. Упорядочить инструкцию по обеспечению режимности сведений, позволяющих конечным получателям иметь полную информацию о перечне таких сведений. 
 
 
 
 
 
 
 
3. Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации (Росреестр) рассмотреть вопрос о разработке порядка регулярного предоставления органам местного самоуправления кадастровых карт с информацией о зарегистрированных правах в любом общепринятом открытом векторном графическом формате (*.mid-*.mif, *.shp или др.).
 
4. Предложить Центру компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий провести анализ прикладных программ, включенных в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, на совместимость с отечественными операционными системами, также провести анализ на предмет поддержки и совместимости с конечными периферийными устройствами от различных производителей, которые на текущий момент используются в ИТ инфраструктуре ОМСУ, и результаты анализа разместить на сайте Экспертного центра электронного государства для открытого доступа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5. Органам местного самоуправления: 
    
   5.1. При внедрении геоинформационных технологий в муниципальном управлении: 
    
   - изучить опыт городов Красноярска, Ростова-на-Дону, Томска в сфере применения геоинформационных технологий в муниципальном управлении; 
    
   - ознакомиться с представленными на конференции решениями разработчиков систем территориального планирования и управления земельными ресурсами «Дата Ист», «Геокад плюс», «Кадастрсъемка», «ГРАД», «ТехноКад»; разработчиков муниципальных информационных систем, сопряженных с ГИС-технологиями «ИнтерТраст», «Информационные системы и сервисы», «Инфодор-инфо». 
    
   5.2. Для повышения уровня информатизации органов местного самоуправления ознакомиться с представленными на конференции решениями организаций, работающих в сфере информатизации органов власти: «Девелопмент групп», «АйТи», «Майкросфот Рус», «КБ «Искра», НПО «РусБИТех», «SearchInform», «Acronis». 
 
 
 
5.3. Для обеспечения перехода на использование программного обеспечения отечественных производителей: 
    
   - рассмотреть целесообразность использования формата ODF (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010) для подготовки текстовых документов в электронном виде; 
    
   - рассмотреть целесообразность использования в текстовых документах открытых универсальных шрифтов «Паратайп» (PT Sans, PT Serif, PT Mono), созданных при содействии Роспечати Российской Федерации; 
    
   - включать кроссплатформенность приобретаемого прикладного программного обеспечения в обязательные требования при объявлении муниципальных закупок на поставку программного обеспечения;
 
 
 
 
 
 
 
6. Исполнительной дирекции АСДГ: 
    
   6.1. Разместить на сайте АСДГ материалы, представленные на конференции разработчиками муниципальных информационных систем, и организаций, работающих в сфере информатизации органов власти. 
    
   6.2. Направить настоящее Решение в Министерство строительства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации, органам местного самоуправления - членам АСДГ, Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий.
 
 
 
 
 
 
 
7. Секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления» вести постоянную работу по размещению на сайте АСДГ материалов об использовании геоинформационных технологий в муниципальном управлении.